Пропаганда

Пропаганда
(лат. propaganda — подлежащее распространению, от propago — распространяю)
        распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности. Основные элементы процесса П.: её субъект (социальная группа, интересы которой выражает П.), содержание, формы и методы, средства или каналы П. (радио, телевидение, печать, система лекционной П. и т.д.), объект (аудитория или социальные общности, которым адресована П.). Решающим для понимания процесса П. являются социальные Интересы её субъекта, их соотношение с интересами общества в целом и отдельных групп, к которым обращена П. Это определяет её содержание и оказывает существенное влияние на выбор форм, методов и средств П.
         В более узком смысле П. обозначает один из её видов — политическую или идеологическую П. — распространение взглядов, идей и теорий с целью формирования у масс определённого мировоззрения, представлений, отражающих интересы субъекта П., и стимулирования соответствующих им практических действий. Ядром политической П. является определённая классовая Идеология. В современном мире выделяют два противоположных типа П.: буржуазную и коммунистическую.
         Буржуазные исследователи нередко отрицают обусловленность П. характером идеологии класса и пытаются представить её как универсальное средство манипуляции массовым сознанием в интересах определённых групп. Действительно, в эксплуататорском обществе П. используется господствующим классом как средство представления своего группового интереса в качестве всеобщего, искажения реального положения в собственных интересах и навязывания широким массам ложных идей, теорий, необъективной информации. Этим целям служат средства массовой коммуникации (См. Массовая коммуникация), контролируемые монополистической буржуазией и буржуазным государством. Однако введение в заблуждение и манипуляция сознанием масс — отнюдь не универсальное свойство П., а выражение лишь сущности буржуазной П., обусловленной антагонизмом классов капиталистического общества, противоречием между коренными интересами империалистической буржуазии и закономерностями современного общественного развития.
         Буржуазной П. противостоит коммунистическая П., основным положения которой были сформулированы и реализованы на практике К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они получили творческое развитие в трудах В. И. Ленина и наиболее полно изложены в его работах «Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?», «Наша программа», «Что делать?», «Об отношении рабочей партии к религии», «Детская болезнь ,“левизны” в коммунизме» и др.
         Коммунистическая П. представляет собой научно обоснованную систему духовной деятельности, разработанную коммунистической партией. В процессе П. под руководством коммунистической партии осуществляется распространение марксистско-ленинской идеологии и политики с целью просвещения, воспитания и организации масс. Характер коммунистической П. обусловлен природой рабочего класса, интересы которого совпадают с интересами всех трудящихся и выражены в марксистско-ленинской идеологии и политике коммунистической партии. Основными принципами коммунистической П., определяющими её содержание, являются: строгая научность, Партийность, тесная связь с жизнью, единство пропагандистской и организаторской работы. Социальными функциями коммунистической П. являются: связь коммунистической партии с рабочим классом и всеми трудящимися; соединение научного социализма, идейно-теоретической деятельности партии с рабочим движением и революционно-преобразовательной деятельностью масс; объединение и организация систематического общения национальных отрядов рабочего, коммунистического и демократического движения, а при социализме всех классов, наций и социальных групп общества в процессе их революционного творчества; координация их действий, обмен опытом и информацией о проблемах и результатах борьбы; выражение общественного мнения рабочего класса, трудящихся, их потребностей и интересов; разоблачение иллюзий и лжи буржуазной и ревизионистской П.; распространение правды о социалистическом обществе.
         Организатором коммунистической П. на уровне общества выступают коммунистическая партия, социалистическое государство, общественные организации трудящихся. Коммунистическая П. — одно из средств руководства партией процессами революционной борьбы, социалистических и коммунистических преобразований. В ходе активного целенаправленного воздействия коммунистической П. на массы вытесняются иллюзии обыденного сознания, устарелые взгляды и традиции и утверждаются научные представления и программы практических действий, наиболее полно выражаются потребности переживаемого этапа общественного развития, в соответствии с которым видоизменяются формы и задачи П. Коммунистическая П. стремится пробудить активность трудящихся масс и каждого человека, вовлекая их в практическую борьбу за социализм и коммунизм. В П. как процессе распространения идей научного социализма в массах выделяют две относительно самостоятельные фазы и соответствующие им формы деятельности: П. и агитацию (См. Агитация). В этом случае понятие «П.» означает распространение идей, теоретических знаний, выражающих основное содержание идеологии, в отличие от агитации, которая является более популярным изложением одной из идей, актуальной для современного движения и ставшей непосредственной задачей практики масс.
         Коммунистическая П. не может успешно функционировать и развиваться без постоянной, организованной обратной связи, т. е. изучения духовных потребностей, интересов, общественного мнения, настроения масс и изменения этих факторов под влиянием объективных условий и пропагандистского воздействия. В современный период такое изучение приобретает особенно важное значение вследствие роста идеологической зрелости, компетентности, активности и инициативы масс, мнения и суждения которых важны не только для оценки эффективности П. и корректирования пропагандистского процесса, но и служат важным источником познания процессов общественного развития и выработки форм управления ими. Обратная связь в системе коммунистической П. выполняет важную роль в процессе дальнейшей демократизации социалистического общества. Значение обратной связи возрастает и вследствие развития средств массовой П. и информации (печать, радио, телевидение и др.), в которых отсутствует элемент непосредственного общения между объектом П. и аудиторией.
         Важное значение в повышении эффективности П. имеет знание психологических механизмов восприятия пропагандистского воздействия, что связано с формированием системы социальных установок (См. Установка), избирательного отношения к информации со стороны аудитории, которой адресована П. Одно из условий эффективности П. — подкрепление распространяемых знаний, идей и взглядов практической деятельностью масс. Поэтому существенные принципы партийной П. — её конкретность, объективный анализ социальной действительности, показ реальных достижений и критика существующих недостатков и трудностей в достижении поставленных целей. Центральная задача коммунистической П. — формирование у трудящихся марксистско-ленинского мировоззрения, высоких идейно-политических качеств, норм коммунистической морали, сознательного творческого участия каждого в процессе социалистического и коммунистического преобразования общества (см. также ст. Партийное просвещение). Степень реализации этой цели выступает общим критерием эффективности коммунистического П., а её общим показателем — уровень социальной активности масс.
         Лит.: Ленин В. И., Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения, Полное собрание соч., 5 изд., т. 6; Плеханов Г. В., Русский рабочий в революционном движении, Соч., т. 3, М. — Л., 1928; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Ядов В., Тайна лжи. Заметки о теории и методах буржуазной пропаганды, М., 1963; Степаков В. И., Партийной пропаганде — научные основы, М., 1967; Арбатов Г. А., Идеологическая борьба в современных международных отношениях. Доктрина, методы и организация внешнеполитической пропаганды империализма, М., 1970; Вопросы теории и практики партийной пропаганды, М., 1971; Вопросы теории и методов идеологической работы, в. 1—2, М., 1972—73; Ефимов А. Г., Поздняков П. В., Научные основы партийной пропаганды, М., 1966; Психологическая война. Сб. ст., [пер. с польск.], М., 1972; Шерковин Ю. А., Психологические проблемы массовых информационных процессов, М., 1973.
         В. Ф. Праваторов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Пропаганда" в других словарях:

  • ПРОПАГАНДА — (от лат. propaganda подлежащее распространению) популяризация и распространение политических, филос. религиозных, научных, художественных или иных идей в обществе посредством устной речи, средств массовой информации, визуальных или иных средств… …   Философская энциклопедия

  • пропаганда — ы, ж. propagande f., нем. Propaganda <ср. лат. congregatio de propaganda fide название основанной римским папой Урбаном VII в 1623 организации для распространения католической веры. Крысин 1998. 1. Распространение каких л. идей, воззрений,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ПРОПАГАНДА — (ново лат., от лат. propagare разлаживать, расширять). 1) духовное общество, основанное в Риме, в 1622 г., для распространение католицизма. 2) распространение нового учения или мнения; средства, употребляемая для этой цели, как напр. вербование… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПРОПАГАНДА — (propaganda) Термин возник в римской католической церкви, в канцелярии, отвечающей за распространение веры (de propaganda fidei). Общеупотребительным он стал во второй четверти XX в. Пропагандой назывались попытки тоталитарных режимов полностью… …   Политология. Словарь.

  • ПРОПАГАНДА — ПРОПАГАНДА, пропаганды, мн. нет, жен. (лат. propaganda букв. то, что следует распространить). Распространение каких нибудь идей, учения, знаний путем подробного и углубленного ознакомления. «От пропаганды марксизма среди небольшого количества… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПРОПАГАНДА — это искусство сфотографировать черта без копыт и рогов. Ханс Каспер Пропаганда это монолог, который ищет не ответа, но эха. Уистен Хью Оден Пропаганда это искусство лгать, чаще обманывая своих сторонников, чем противников. Фрэнсис Макдоналд… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Пропаганда — Попытка манипулировать общественным сознанием путем использования средств массовой информации. Пропаганда является, пожалуй. самым распространенным орудием психологической войиы. Манипуляция человеческим сознанием происходит с помощью радио и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПРОПАГАНДА — (от лат. propaganda подлежащее распространению) распространение политических, философских, научных, художественных и других идей в обществе; в более узком смысле политическая или идеологическая пропаганда с целью формирования у широких масс… …   Большой Энциклопедический словарь

  • пропаганда — лозунг, призыв, популяризация, реклама, накачка, распространение, промоушн Словарь русских синонимов. пропаганда сущ., кол во синонимов: 20 • агитпропаганда (1) • …   Словарь синонимов

  • Пропаганда — пропагандисты (распространеніе какого либо ученія, религіозныхъ вѣрованій или политическихъ началъ). Пропагандировать. Ср. Говори же, должны ли мы были, или нѣтъ, идти въ народъ съ революціонною пропагандой... «Вы и пошли, и чего же достигли?… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • ПРОПАГАНДА — ПРОПАГАНДА, ы, жен. Распространение в обществе и разъяснение каких н. воззрений, идей, знаний, учения. Агитация и п. | прил. пропагандистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»