ТЕОСОФИЯ

ТЕОСОФИЯ
ТЕОСОФИЯ
(от греч. theos — Бог, sophia — мудрость) — в широком смысле интуитивное мистическое богопознание, созерцание Бога, в свете которого открывается таинственное знание всех вещей. К. Т. относят учения Плотина, гностиков, Иоанна Скота Эриугены, Я. Бёме, Э. Сведенборга.
В более узком смысле термин применяется к созданному под сильным влиянием буддизма и индуизма учению рус. писательницы Е. Блаватской и ее последователей. В 1875 вместе с полковником Т. Олкоттом Блаватская основала в Нью-Йорке «Теософское общество», центр которого в 1882 был перенесен в Индию (предместье Мадраса). После смерти Блаватской (1891) общество возглавила А. Безант, объявившая новым «спасителем человечества» Д. Кришнамурти, в результате чего из Т. выделилась антропософия во главе с Р. Штейнером. Современная Т. приближается к пантеизму. Мир предстает как ряд эманации, как различные ступени между сущностно неразличимыми духом и материей. Эманация рассматривается в фантастической космогонии, сопровождаемой не менее фантастической трактовкой истории. Человек определяется как неустойчивое сочетание семи различных субстанций, из которых четыре принадлежат материальному, а три — духовному уровню. Объединяющую роль играет «Манас» (у Штейнера Я) — высший сущностный принцип во всех людях, лишь временно, в течение земной жизни объединенный с материей. После смерти в зависимости от совершенных добрых или злых дел душа переселяется в высшую или низшую форму существования, пока, наконец, ее странствие не завершится освобождением божественного зародыша и растворением в нирване. В этике Т. следует морализующим формам буддизма: заповедь любви к ближнему (в буддийском смысле), предполагающая причудливые формы аскезы.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

ТЕОСОФИЯ
        (от греч. e?o — бог и — мудрость, знание)
        1) в широком смысле слова — мистич. богопо-знание (см. Мистика). У Псевдо-Дионисия Ареопаги-та синоним теологии. Позднее Т., в отличие от теологии, опирающейся на откровение и догматы, стали называть учения о божестве, исходящие из субъективного мистич. опыта и стремящиеся изложить этот опыт в виде связной системы. Некоторые исследователи относили к Т. гностицизм, неоплатонизм, каббалу и т. п. Более распространённым является, однако, отнесение этого термина к ряду мистич. учений 16—18 вв., стоящих вне прямой церковной христ. традиции,— Я. Бё-ме, Парацельса, Л. К. СенМартена, Э. Сведенборга, Ф. Этингера и др. Шеллинг употреблял термин «Т.» для обозначения синтеза мистич. богопознания и рациональной философии; близко к этому понятие «свободной Т.» у Вл. Соловьёва.
        2) Религ.-мистич. учение рус. писательницы Б. П. Блаватской (1831—91; соч. «Тайная доктрина» — «The secret doctrine», v. 1—2, 1888) и её последователей. Сложилось под влиянием инд. религ.-филос. концепций брахманизма, буддизма, индуизма (учение о карме — перевоплощении человеч. души и космич. эволюции как манифестации духовного абсолюта), а также оккультизма и некоторых элементов гностицизма. Отбрасывая «историч. формы религии», Т. стремилась объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религ. символов
        и создать на этой основе род «универсальной религии», не связанной к.-л. определ. догматикой. Согласно Т., конечная цель человека — достижение оккультного «знания» и сверхъестеств. способностей — осуществляется благодаря наличию эзотерич. традиции немного-числ. «посвящённых», или «мастеров», инспирирующих духовную эволюцию человека. Теософское общество было основано в 1875 в Нью-Йорке Блаватской и амер. полковником Г. Олкоттом. Деятельность обва вскоре распространилась на мн. страны Европы и Америки; в 1879 центр его был перенесён в Индию 1882 — в предместье Мадраса). После смерти Олкотта (1907) президентом общества стала А. Безант, которая объявила Кришнамурти новым «спасителем» человечества (позднее Кришнамурти отошёл от Т.), после чего произошёл раскол и из Т. выделилась антропософия во главе с Р. Штейнером. Как форма вневероисповедной мистики Т. свидетельствует о кризисе традиц. религий, которые она пытается заместить собой.
        Ледбитер Ч., Краткий очерк Т., пер. с англ., Калуга, 1911; Шахнович М. И., Совр. мистика в свете науки, М—Л.,1965; Gu6non R., Le theosophisme. Histoire d'une pseudoreligion, P., 1921; Bichlmair G., Christentum, Theosophie und Anthroposophie, W., 1950.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ТЕОСОФИЯ
(от греч. theos – Бог и Sophia – мудрость)
божественная мудрость; якобы высшее знание о Боге и тайне божественного творения, достигаемое непосредственным созерцанием. Теософией в таком широком понимании является мистика Бёме, Сведенборга и др. В более узком смысле употреблялась в кон. 19 в., когда стали создаваться теософские секты (см. Блаватская), распространившиеся преимущественно в Азии, в кругах интеллигенции, и проповедовавшие взгляды, которые являлись смесью элементов буддизма и брахманизма, а также идей современного христианства. cм. также Индийская философия, Антропософия.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ТЕОСО́ФИЯ
(от греч. ϑεός – бог и σοφία – мудрость, знание) – 1) В широком смысле слова – мистич. богопознание. В "Ареопагитиках" Т. употребляется как синоним теологии. Позднее Т., в отличие от теологии, опирающейся на откровение и догматы, стали называть учения о божестве, исходящие из субъективного мистич. опыта и стремящиеся изложить этот опыт в виде связной системы. Нек-рые исследователи относили к Т. гностицизм, неоплатонизм, каббалу и т.п. Более распространенным является, однако, отнесение этого термина к ряду мистич. учений 17–18 вв., стоящих вне прямой церк. христ. традиции, – Бёме, Парацельса, Сен-Мартена, Сведенборга, Этингера и др. Шеллинг употреблял термин "Т." для обозначения синтеза мистич. богопознания и рацион. философии; после него в этом же смысле говорили о "Т." применительно к собств. системам Баадер и Росмини. Для Вл. Соловьева "свободная Т." означает высший синтез всякого познания вообще. Ред.
2) Религ.-мистич. учение Е. П. Блаватской (1831–91; соч. "Тайная доктрина" –"The secret doctrine", v. 1–2, L., 1888) и ее последователей. Сложилось под влиянием инд. философии (учение о карме, перевоплощении человеческой души и космич. эволюции как манифестации духовного абсолюта), оккультизма и вост. эзотерич. доктрин. Отбрасывая "историч. формы религии", Т. стремится объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религ. символов и создать на этой основе "универсальную религию", не связанную к.-л. определенной догматикой. Унификация разнородных религ.-мифологич. представлений в Т. сопровождается детальной схематизацией космогонич. и антропогонич. процессов (многоступенчатая семичленная иерархия "планов", или уровней, универсума и "периодов", "кругов" и т.д. его эволюции, напр. учение о семи расах, последовательно сменяющих друг друга в течение одного "мирового периода", и т.п.). Согласно Т., каждый человек состоит из трех тел: физического, астрального и ментального; "развитый" оккультист может управлять своим телом, т.е. посылать его в любые точки времени и пространства. Конечная цель теософа – выявить в себе ментальное (т.е. духовное) тело и достигнуть "сверхсознания". Достижение этого оккультного "знания" и сверхъестеств. способностей осуществляется благодаря наличию эзотерич. традиции немногочисленных "посвященных" или "мастеров", инспирирующих духовную эволюцию человека.
Е. Головин. Москва.
Теософское об-во было основано в 1875 в Нью-Йорке Е. П. Блаватской и амер. полковником Г. Олкоттом с целью "образовать ядро всемирного братства", "содействовать сравнит. изучению религии и философии", "исследовать неизученные законы природы и скрытые силы человека". Деятельность об-ва вскоре распространилась на мн. страны Европы и Америки; в 1879 центр его был перенесен в Индию (в предместье Мадраса). После смерти Олкотта (1907) президентом об-ва стала А. Безант, бывшая социалистка и активная деятельница англ. движения свободомыслящих. В 1912 Безант объявила Кришнамурти новым "спасителем" человечества (позднее Кришнамурти отошел от Т.), после чего произошел раскол и из Т. выделилась антропософия во главе с Р. Штейнером. В наст. время об-во насчитывает 150 тыс. членов (в т.ч. 33 тыс. в Индии). Как форма вневероисповедной мистики Т. свидетельствует о кризисе традиц. религ. систем, к-рые она пытается заместить собою.
Лит.: Ледбитер Ч., Краткий очерк Т., пер. с англ., Калуга, 1911; "Вестник Т.", 1908–18; Шахнович М. И., Совр. мистика в свете науки, М.–Л., 1965; Guenon R., Le théosophisme. Histoire d'une pseudoreligion. P., 1921; Вiсhlmair G., Christentum, Theosophie und Anthroposophie, W., 1950.
M. Шахнович. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

ТЕОСОФИЯ
    ТЕОСОФИЯ (от греч. θεός — бог и σοφία — мудрость, знание) — 1) в широком смысле слова — мистическое богопознание. У Псевдо-Дионисия Ареопагита синоним теологии. Позднее теософией, в отличие от теологии, опирающейся на откровение и догматы, стали называть учения о божестве, исходящие из субъективного мистического опыта и стремящиеся изложить этот опыт в виде связной системы. Некоторые исследователи относили к теософии гностицизм, неоплатонизм, каббалу и т. п. Более распространенным является, однако, отнесение этого термина к ряду мистических учений 16—18 вв., стоящих вне прямой церковной христианской традиции, — Я. Бёме, Парацельса, Л. К. Сен-Мартена, Э. Сведенборга, Ф. Этингера и др. Шеллинг употреблял термин “теософия” для обозначения синтеза мистического богопознания и рациональной философии; близко к этому понятие “свободной теософии” у Вл. Соловьева; 2) религиозно-мистическое учение Е. П. Блаватской (1831—91; соч. “Тайная доктрина” — The Secret Doctrine, v. 1—2,1888, рус. пер. т. 1—3. Л., 1991) и ее последователей. Сложилось под влиянием религиозно-философских концепций брахманизма, буддизма, индуизма (учение о карме — перевоплощении человеческой души и космической эволюции как манифестации духовного абсолюта), а также оккультизма и элементов гностицизма. Отбрасывая “исторические формы религии”, теософия стремилась объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создать на этой основе род “универсальной религии”, не связанной определенной догматикой. Согласно теософии, конечная цель человека — достижение оккультного “знания” и сверхъестественных способностей — осуществляется благодаря наличию эзотерической традиции “посвященных”, или “мастеров”, инспирирующих духовную эволюцию человека. Теософское общество было основано в 1875 в НьюЙорке Блаватской и американским полковником Г Олкоттом. Деятельность общества вскоре распространилась на многие страны Европы и Америки; в 1879 центр его был перенесен в Индию (с 1882 — в предместье Мадраса). После смерти Олкотта (1907) президентом общества стала А. Безант, которая объявила Кришнамурги новым “спасителем” человечества, после чего произошел раскол и из теософии выделилась антропософия во главе с Р. Штейнером. Как форма вневероисповедной мистики теософия свидетельствует о кризисе традиционных религий, которые она пытается заместить собой.
    Лит.: Ледбитер Ч. Краткий очерк теософии, пер. с англ. Калуга, 1911; Шахнович М. И. Современная мистика в свете науки. М.—Л., 1965; Guenon R. Le théosophisme. Histoire d'une pseudoreligion. P., 1921; BichimairG. Christentum, Theosophie und Antroposophie. W, 1950.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ТЕОСОФИЯ" в других словарях:

  • теософия — теософия …   Орфографический словарь-справочник

  • ТЕОСОФИЯ — (греч., от Theos Бог, и sophos мудрый). 1) наука, имеющая притязание научить сноситься непосредственно с Богом; духовидевие. 2) общее название всех мистических учений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • теософия — антропософия Словарь русских синонимов. теософия сущ., кол во синонимов: 1 • антропософия (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

  • теософия — и, ж. théosophie f. <, ср. лат. theosphia. Религиозное философско мистическое учение о постижении божества через откровение и о возможности непосредственного общения с потусторонним миром. БАС 1. Она вдалась в эту ... как она называется? .. в… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • теософия — (неправильно теософия). Произносится [тэософия] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • ТЕОСОФИЯ — (от греческого theos Бог и sophia мудрость), 1) в широком смысле всякое мистическое учение, претендующее на раскрытие особых божественных тайн . 2) Мистическая доктрина Е.П. Блаватской и ее последователей соединение мистики буддизма и других… …   Современная энциклопедия

  • ТЕОСОФИЯ — (от греч. theos Бог и sophia мудрость) ..1) в широком смысле всякое мистическое учение, претендующее на раскрытие особых божественных тайн2)] Мистическая доктрина Е. П. Блаватской и ее последователей соединение мистики буддизма и др. восточных… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТЕОСОФИЯ — (греч. theos Бог и sорhiа мудрость, знание) (1) доктрина Богопознания (в отличие от теологии, опирающейся на идею откровения и догматы церкви), основанная на внеконфессиональном эзотерическом опыте. К Т. относятся гностицизм, герметизм,… …   Новейший философский словарь

  • ТЕОСОФИЯ — ТЕОСОФИЯ, теософии, мн. нет, жен. (от греч. theos бог и sophia мудрость). Религиозно философское мистическое учение, утверждающее, будто в мистической опыте общения с т.н. потусторонним миром открывается внутренний смысл всех религий. Толковый… …   Толковый словарь Ушакова

  • ТЕОСОФИЯ — ТЕОСОФИЯ, и, жен. Учение о возможности непосредственного постижения божественных тайн и общения с потусторонним миром. | прил. теософический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»