ГРОЦИЙ

ГРОЦИЙ
ГРОЦИЙ
        (Grotius), Гуго де Гроот (Hugo de Groot) (10.4.1583, Делфт,— 28.8.1645, Росток), голл. юрист, социолог и гос. деятель. Один из основателей учения о естественном праве, систематизатор междунар. права.
        Мировоззрение Г., складывавшееся под влиянием нп-дерл. бурж. революции 16 в., характеризовалось стремлением к освобождению от опеки богословия (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, с. 111), хотя он и не порывал с ним полностью. Науч. метод Г. определяет как сочетание двух способов доказательства истины: умозрительного, покоящегося на соответствии данного явления разуму, и опытного, который исходит из того, что данное явление встречается у всех или у наиболее цивилизованных народов.
        Вопрос о происхождении общества Г. решает в сняли с рассмотрением вопроса о сущности государства и права. Государство возникает, по Г., из «общежительной природы человека», его образование есть акт сознат. деятельности людей, результат договора (см. «Общественный договор»).
        Т. делит право на «естественное» и «человеческое», вкладывая в эти понятия иное содержание, чем антич. и ср.-век. мыслители. Естеств. право, утверждал Г., основывается не на воле бога, а на природе человека, отличие которого от животных состоит в его стремлении к мирному общению, организованному согласно требованиям разума. Это качество человека определяется наличием у него дара речи и способности действовать соответственно общим принципам. Война есть проявление того враждебного отношения друг к другу, которое было при разрозненном существовании людей. В ходе исполнения принципов естеств. нрава (воздержание от посягательств на чужую собственность, соблюдение договоров, наказание за преступления) складывается право «человеческое».
        Г. признавал существование коммунизма в первобытном состоянии людей. Отсутствие справедливости и любви, считал он, постепенно привело к ликвидации равенства в производстве и потреблении. Но следы первонач. коммунизма сохранились до сих пор, что обнаруживается в присвоении вещей в случаях крайней необходимости и в праве общего пользования реками, дорогами, морем.
        Теория Г. в конечной счёте служила ниспровержению феодализма и имела явный антиклерикальный характер; папская курия внесла осн. книгу Г. («О праве войны и мира», пер. с лат., кн. 1—3, М., 1956) в число запрещённых.
        Маркс К., Передовица и JV5 (79 «Kolnische Zeitung», Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1; История политич. учений, М., 1965, с. 215 — 18.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ГРОЦИЙ
(Grotius)
Гуго де Гроот (Hugo de Groot) (род. 10 апр. 1583, Делфт – ум. 28 авг. 1645, Росток) голл. государственный деятель, философ, занимался философией права. Создал новую теорию естественного и народного права; требовал терпимости по отношению ко всем положительным религиям, но нетерпимости по отношению ко всем тем, кто отрицал существование Бога и бессмертия. Согласно Гроцию, в праве совпадает намерение Бога с человеческим разумным пониманием; ценность поступка определяется внутренним отношением и убеждением. Осн. произв.: «Mare liberum», 1609; «De jure belli er pacis», 1625.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ГРО́ЦИЙ
(Grotius), Г у г о д е Г р о о т (Huig de Groot) (10 апр. 1583 – 28 авг. 1645), – голл. юрист, социолог и гос. деятель. Один из основателей бурж. учения о естественном праве, систематизатор междунар. права. Гл. соч. Г. "О праве войны и мира" ("De jure belli ас pacis", 1625, см. рус. пер., 1957) оказало большое влияние на развитие бурж. философии права. Мировоззрение Г., складывавшееся под влиянием нидерландской бурж. революции 16 века, характеризуется стремлением к освобождению от опеки богословия (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 111), хотя он и не порывает полностью с богословием. Научный метод Г. определяет как сочетание двух способов доказательства истины: у м о з р и т е л ь н о г о, покоящегося на соответствии данного явления разуму, и о п ы т н о г о, к-рый исходит из того, что данное явление встречается у всех или у наиболее цивилизованных народов.
Вопрос о происхождении общества Г. решает в связи с рассмотрением вопросов о сущности гос-ва и права. Образование государства, по Г., есть акт сознат. деятельности людей, результат договора.
Право, утверждал Г., основывается не на воле бога, а на природе человека, отличие к-рого от животных состоит в его стремлении к мирному общению, организованному согласно требованиям разума. Это качество человека определяется наличием у него дара речи и способности действовать соответственно общим принципам. Война есть проявление того враждебного отношения друг к другу, к-рое было в разрозненном существовании людей.
Г. признавал существование коммунизма в первобытном состоянии людей. Отсутствие справедливости и любви, считал он, постепенно привело к ликвидации равенства в производстве и потреблении. Но следы первонач. коммунизма сохранились до сих пор, что обнаруживается в присвоении вещей в случаях крайней необходимости и в праве общего пользования реками, дорогами, морем.
Соч.: De imperio summarum potestatum circa sacra, t. 1–2, Napoli, 1780; Inleidinge tot de hollandsche rechts-geleerdheid, Leiden, 1952; De jure praedae commentarius, v. 1–2, Oxf.–L., 1950. Лит.: Маркс К., Передовица в No 179 "Kölnische Zeitung", в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, М., 1955, с. 93–113; К трехсотлетию со дня смерти Гуго Гроция, "Изв. АН СССР. Отд. экон. и права", 1946, No 1; История политических учений, М., 1955, с. 192–95; Казарин А. И., Гуго Гроций как политический мыслитель, "Вести, истории мировой культуры", 1958, No 6; Кnight W. S. M., The life and works of Hugo Grotius, L., 1925; Оttenwälder P., Zur Naturrechtslehre des Hugo Grotius, Tübingen, 1950.
П. Галанза. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

ГРОЦИЙ
    ГРОЦИЙ (Grotius) Гуго (10 апреля 1583, Делфт—28 августа 1645, Ростов—голландский юрист, ученый и государственный деятель. Родился в семье бургомистра г. Делфт и куратора Лейденского университета. В 11 лет — студент Лейденского университета. После поездки во Францию стал интересоваться юридическими и политическими проблемами. В 1601 получает должность историографа Голландии и пишет ряд исторических работ. В 1607 назначается прокурором провинции Голландия. В 1618 Греция приговаривают к пожизненному заключению в замке Ловестайн за его позицию в споре между провинцией Голландия и Генеральными Штатами Нидерландов. Три года спустя ему с семьей удалось бежать в Париж, где в 1625 он публикует труд, принесший ему всемирную известность: “О праве войны и мира” (De Jure Belli ас Pacis, рус. пер. 1956). В 1631 возвратился в Голландию.
    В своем труде Греции исходит из убеждения, что “мать естественного права есть сама природа человека”, а не воля Бога. Понятие “человеческая природа” у него приобретает более глубокое содержание, чем у античных и средневековых мыслителей, определяя “стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными: т. е. то, что стоики называли “ойкейосис” (приобщение)” (О праве войны и мира. М., 1956, с. 45). Естественное право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом. “Действительно, подобно тому как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро” (там же, с. 72). Реализуя принципы естественного права, воля человека создает право человеческое, которое разделяется на внутригосударственное и международное (jus gentium). Человеческое право в отличие от естественного изменчиво; законы человеческого права и само государство есть результат соглашения. “Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы” (там же, с. 74). Т. о., по Грецию, полная реализация человека как разумного и общественного существа возможна только в условиях гражданского порядка, и управление гражданским обществом столь же необходимо и естественно, как необходимо и естественно господство разума над телом. Однако хотя обязанности верховной власти в государстве и возникают как результат соглашения, реально они ограничены законами природы и законами человеческих сообществ, особенно законами, предписывающими людям жить в соответствии с нормами справедливости. Эти нормы одинаковы по отношению и к индивиду, и к государству, и к верховной власти. Идеи, высказанные Гроцием, сыграли огромную роль в возникновении либерально-демократической идеологии эпохи Просвещения в европейских странах и в Северной Америке и легли в основу современной теории международного права.
    Лит.: Knight W. S. M. The Life and Works of Hugo Grotius. L„ 1925; WeelandH. Hugo Grotius, Little, 1986.
    В. Ф. Коровин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ГРОЦИЙ" в других словарях:

  • Гроций — Гроций, Гуго Гуго Гроций Hugo Grotius голландский юрист международник Дата рождения …   Википедия

  • ГРОЦИЙ — (Grotius) (Гроот) Гуго (1583 1645), голландский политический мыслитель и государственный деятель, теоретик права. Один из основателей теории естественного права и современной науки международного права. Основные труды Свободное море (1609) и О… …   Современная энциклопедия

  • ГРОЦИЙ — (Гуго де Гроот) (Grotius Hugo de Groot) (1583 1645), нидерландский юрист, социолог и государственный деятель, один из основоположников теории естественного права и современной науки международного права. Основные труды Свободное море (1609) и О… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГРОЦИЙ — Гуго де Гроот (Grotius, de Groot) (1583 1645) голландский гуманист, теоретик права, государственный деятель. В своем наиболее известном сочинении «О праве войны и мира» (1625) Г. исследует вопросы международного, гражданского, уголовного права,… …   Новейший философский словарь

  • Гроций — (Гуго де Гроот) (1583 1645 гг.) юрист, социолог и государственный деятель Нет никакого основания для допущения, что одна возможность испытать насилие дает уже государству право употребить насилие. (Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.»… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Гроций — (Гуго Grotius, de Groot) известный голл. юрист, госуд. деят.и писатель, род. в 1583 г. Восьмилетним мальчиком он писал уже латинскиестихи; в одиннадцать лет он сделался студентом лейденского унив. Здесьон удивлял своих учителей (Скалигера, Юния и …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Гроций Г. — Гуго Гроций (лат. Hugo Grotius) или Гуго де Гроот (нидерл. Hugo de Groot или Huig de Groot, Дельфт, 10 апреля 1583 года Росток, 28 августа 1645 года) голландский юрист и государственный деятель, философ, христианский апологет, драматург и поэт.… …   Википедия

  • ГРОЦИЙ — [лат. Grotius; нидерланд. Groot] Гуго (10.04.1583, Делфт, ныне пров. Юж. Голландия, Нидерланды 28.08.1645, Росток, ныне земля Мекленбург Передняя Померания, Германия), голл. юрист, гос. деятель, теолог, историк и поэт. Жизнь Г. род. в знатной… …   Православная энциклопедия

  • Гроций —         Гуго де Гроот (Giotius, Hugo de Groot) (10.4.1583, Делфт, 28.8.1645, Росток), голландский юрист, социолог и государственный деятель. Один из основателей теории естественного права и науки международного права. В 1619 за участие в… …   Большая советская энциклопедия

  • ГРОЦИЙ — (Grotius), Гуго де Гроот (Huig de Groot) (10.IV.1583 28.VIII.1645) голл. политич. мыслитель юрист (основоположник науки междунар. права), философ и историк, политич. деятель; один из основоположников бурж. теории естественного права. В 1607 Г.… …   Советская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»