МО-ЦЗЫ

МО-ЦЗЫ
МО-ЦЗЫ
        Mo Ди (ок. 480—438, 420, 400, 392 или 381 до н. э.), др.-кит. мыслитель, политич. деятель, основатель моизма. Родился, по-видимому, в царстве Лу, на родине Конфуция (зап. часть совр. про». Шань-дун). Много путешествовал, излагая правителям свои идеи или же пытаясь отговорить их от ведения захват-нич. войн, иногда с успехом. Собрал вокруг себя значит. число учеников, что обеспечило расцвет его школы в Китае 5—3 вв. до н. э. Учениками М.-ц. и их последователями был создан «М.-ц.» («Трактат учителя Мо»); текстологич. работа над ним была проделана известными учёными цинского времени Би Юанем (1729—97), Чжан Хуэйянем (1761—1802), Сунь Ижаном (1848— 1908), Лян Цичао (1873—1929) и др. Составленный Сунь Ижаном «Мо-цзы сянь-гу» («Трактат философа Мо Ди со сводным толкованием») считается ныне лучшим.
        Вначале М.-ц. изучал конфуцианство, хорошо знал «Шан шу» и «Шицзин» (см. Тринадцатикнижие), однако затем стал его решит, противником, хотя самого Конфуция ценил и уважал. Осн. идея философии М.-ц.— «всеобщая любовь», т. е. отвлечённая любовь всех ко всем; она противостоит конфуцианским принципам гуманности (жэнь), отношений в семье и иерархичности этики. Ряд положений М.-ц. имеет «негативный» характер: он «против музыки» — ибо она отвлекает человека от производств. (и управленч.) деятельности; «против судьбы» — ибо жизнь человека определяется его действиями, а не неизбежным фатумом; «против агрессивных войн» — поскольку они являются величайшим и жесточайшим преступлением. Признавая существование «духов и привидений», которые могут наказывать зло и вознаграждать добро, и «воли неба» как ориентира поведения людей, М.-ц. ввёл религ. струю в своё учение.
        Ян Юн-го, История др.-кит. идеологии, М., 1957, с. 91 —172; ГоMо - жо, Философы древнего Китая. («Десять критич. статей»), М., 1961, с. 100—73; Быков Ф. С., Зарождение обществ.-политич. и филос. мысли в Китае, М., 1966, с. 106—19, 201—05; Др.-кит. философия, т. 1—2,М., 1972—73; Forke ?., Geschichte der alten chinesischen Philosophie, Hamb., 1927, S. 368—417; Pung Yu-lan, The spiritof Chinese philosophy, L., 1947, p. 20—44; Wing-t sit Chan, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p. 211—31; Watson В., Basic writings of Mo Tsu, Hsun Tsu and Han Fei Tsu, N. Y.— L., 1967.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

МО-ЦЗЫ
см. Мо Ди.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

МО-ЦЗЫ
(M o Д и) (479–381 до н.э.) – кит. философ и политич. деятель, создатель моизма – учения, направленного против конфуцианства. Осн. источником для изучения жизни и взглядов мыслителя служит философско-политич. трактат "Мо-цзы", излагающий учение как самого М.-ц., так и его последователей. М.-ц. происходил из средних слоев и выражал их идеологию. Вначале выступил гл. обр. с критикой доктрины о воспитании народа посредством музыки (юэ) и ритуала (ли) ("Мо-цзы", гл. Фэй жу, II). В дальнейшем подверг критике этико-политич. систему конфуцианства; в основе критики лежали разработанные М.-ц. принципы шансянь (уважение талантов), шантун (взаимоуважение), цзеюн (экономия), фэйгун (ненападение) и Цзяньай (всеобщая любовь). М.-ц. утверждал, что доступ к власти должен быть открыт для всех способных и талантливых людей, а не только для тех, кто имеет знатное происхождение (принципы шансянь и шантун), выступал против аристократич. роскоши и излишеств (принцип цзеюн), войн (принцип фэйгун): "нельзя нападать на соседние царства, убивать народ, захватывать скот и грабить богатства" ("Мо-цзы", гл. Лу вэнь). Принцип всеобщей любви был основным в системе М.-ц. По его мнению, все социальные и политич. конфликты можно разрешить с помощью этого морально-этич. принципа. В принцип всеобщей любви М.-ц. вкладывал еще экономич. и политич. значение, т.к. подкреплял необходимость его осуществления идеей о "взаимной выгоде" (любя друг друга и помогая друг другу, люди могут избегать экономич. трудностей), а если правитель будет управлять страной, руководствуясь этим принципом, то никогда не будет политич. хаоса. Не видя в тогдашнем обществе социальной силы, способной побудить людей выполнять его принципы, М.-ц. прибегал к традиционному положению о "воле неба", утверждая, что небо наказывает тех, кто не проявляет любви к ближнему ("Мо-цзы", гл. Фа и). Выступая против конфуцианского определения "воли неба" как божества, предопределяющего судьбу человека, М.-ц. говорил, что если люди поверят в судьбу, они перестанут бороться за свое благосостояние (см. тамже, гл. Фэй мин). М.-ц. впервые в истории кит. философии выдвинул категории причины (гу) и рода (лэй), на основе материалистич. истолкования к-рых развилась теория познания и логики позднейших моистов.
М.-ц. говорил, что истиной является: 1) то, что основывается на опыте прошлого (причем он требовал критич. его изучения: брать у древности только хорошее; 2) то, что соответствует пользе народа; 3) то, что является истиной в понимании народа (если народ говорит "да", это будет истина). Выступая против распространенной теории "врожденного знания", М.-ц. говорил, что знания человек получает только в процессе практич. деятельности, а те знания, к-рые человек получил и к-рым не находит применения, в жизни не являются истинными. Учение М.-ц. подвергалось непрерывным нападкам со стороны конфуцианцев.
Лит.: Петров Α. Α., Очерк философии Китая, в сб.: Китай, М.–Л., 1940; Ян Хин-шун, Теория познания моистов, "Вопр. философии", 1956, No 1; Ян Юнго, История древнекитайской идеологии, М., 1957, с. 91–172, 339–75; История философии, т. 1, М., 1957, с. 62–63; Александров Г. Φ., История социологич. учений. Древний Восток, М., 1959.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "МО-ЦЗЫ" в других словарях:

  • ЦЗЫ ЖАНЬ — (кит., «природа» как физический организм, «естество» как состояние, «спонтанность» как способ существования природного и человеческого бытия) категория даоской философии (см. ДАОСИЗМ ), означающая конечный пункт возвращения и обращения наличной… …   Философская энциклопедия

  • Цзы-гу — Цзы гу. Гравюра из книги «Сюсян coy шэнь цзи» («Иллюстрированные записки о поисках духов») Цзы гу (кит. 紫姑  «Пурпурная дева»), Кансань нян нян (кит. 伉三娘娘  «Госпожа отхожего места»)[1], Кэн саньгу («трет …   Википедия

  • Цзы-гао — (кит.子羔), Гао Чай ( (род. 521 до н.э.) древнекитайский философ. Ученик Конфуция. Был моложе Конфуция на 30 лет. Упоминается в «Лунь юе» (XI.18, 25) и в «Ши цзи» (Гл.67). Сведений о нем и его учении практически не сохранилось. Оба упоминания о нем …   Википедия

  • ЦЗЫ-ГУ — («пурпурная дева»), Кэн саньгу («третья дева ямы»), Сань гу («третья дева»), Ци гу («седь мая(?) дева» или «дева [по фамилии] Ци»), в поздней китайской народной мифологии богиня отхожих мест. Согласно популярной легенде, примерно в конце 8 в.… …   Энциклопедия мифологии

  • Цзы-вэй — (кит. 子韋) древнекитайский астроном, астролог, историограф (сысин)(司星) и философ. Время жизни VI V вв. до н.э. Автор несохранившегося до наших дней сочинения в трех главах (пянях). Беседа Цзы вэя с правителем царства Сун Цзин гуном о принципах… …   Википедия

  • Цзы (титул) — Цзы (кит. сын) наследственный титул знати в древнем Китае. Символом власти было яшмовое кольцо[1]. Приблизительно соответствует европейскому титулу «виконт»[2]. Во времена династии Чжоу был четвертым из пяти рангов знатности (чжухоу): гун, хоу,… …   Википедия

  • ЦЗЫ СЫ — (5 в. до Р.Х.) кит. философ, внук Конфуция, учение которого он изложил в систематической форме в таких фундаментальных трактатах, как «Чжунюн» («Учение о середине») и «Дасюе» («Великое учение»). Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • цзы сы - мэн-цзы школа — Одна из восьми филос. школ, на к рые, согласно свидетельству памятника Хань Фэй цзы , разделилось раннее конфуцианство после смерти Конфуция. Существовала в 5 3 вв. до н.э. Гл. ее представителями были внук Конфуция Цзы Сы (ок. 483 402 до н.э.) и… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Цзы (чжуинь) — чжуинь ㄦ …   Википедия

  • "ЦЗЫ ЧЖИ ТУН ЦЗЯНЬ" — ( Всеобщее обозрение, управлению помогающее ) сводный труд по истории Китая, охватывающий период с 403 до н. э. до 959 н. э. Гл. составитель Сыма Гуан (1019 86). Сыма Гуан составил также Тун цзянь мулу ( Таблицы к Тун цзянь ) и Тун цзянь Као и (… …   Советская историческая энциклопедия

  • цзы жань — см. естество …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»